Задачи, несомненно, способствуют развитию смекалки и сообразительности. Каждодневное стремление развитого человека к познанию объясняет тот факт,
что занимательная математическая задача доставляет не меньшее удовольствие, чем остроумный анекдот. Каждый день появляется много прекрасных математических задач с новыми идеями, требующими для решения нестандартного подхода сообразительности.
Это связано и с развитием самой математики, и с увеличивающимся интересом к задачам математических олимпиад разного уровня — от школьных до международных. Много задач сочиняется ежегодно для вступительных экзаменов в вузы. Однако среди них редко можно встретить занимательную задачу, требующую для решения свежей, нестандартной идеи. В подавляющем большинстве случаев это чисто «технические» задачи. Поэтому человек, который знаком лишь с задачами для вступительных экзаменов, получит удовольствие отзанимательных математических задач, собранных в этом разделе.
Простые Сложные Трудные
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
Высота треугольника в 2 раза
меньше его основания, а
один из углов при основании
равен 75'. Докажите, что этот
треугольник — равнобедренный.
Показать решение
Квадратный лист бумаги разрезали на 6 кусков,
каждый из которых имел форму выпуклого многоугольника. Пять кусков затерялись, а оставшийся
имеет форму правильного восьмиугольника.
Можно ли по нему установить размеры исходного
квадрата?
Показать решение
Каждая грань кубика разделена на 4
квадрата, каждый из получившихся квадратов окрашен в один из
трех цветов: синий, желтый или красный так, чтобы
квадратики, имеющие общую сторону, были окрашены в разные цвета.
Докажите, что при этом обязательно окажется 8 синих, 8 желтых и 8
красных
квадратов.
Показать решение
Десять человек пришли в гости в галошах. Уходили
они по одному, и каждый надевал произвольную
пару галош, в которую он мог влезть (т.е. не меньшего размера, чем его собственная).
Какое наибольшее число людей не смогло надеть галоши?
Показать решение
Имеется кусок бумаги. Его
можно разорвать на 8 или 12
частей, каждый новый кусок
также можно разорвать на 8
или 12 частей или оставить
его целым, и так далее.
Можно ли получить таким образом 60 кусков? Докажите,
что можно получить любое
число кусков, большее 60.
Показать решение
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18