По щучьему веленью | Русская народная сказка | Русский народный фольклор 1Q.SU
РАЗВЛЕКУХА

Русский народный фольклор.

  • Список тем link
  • Русские народные сказки

    По щучьему веленью

     

    Текст сказки первой:
    Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий — дурачок Емеля.
    Те братья работают, а Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет.
    Один раз братья уехали на базар, а бабы, невестки, давай посылать его:
    — Сходи, Емеля, за водой.
    А он им с печки:
    — Неохота...
    — Сходи, Емеля, а то братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут.
    — Ну ладно.
    Слез Емеля с печки, обулся, оделся, взял ведра да топор и пошел на речку.
    Прорубил лед, зачерпнул ведра и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля в проруби щуку. Изловчился и ухватил щуку в руку:
    — Вот уха будет сладка!
    Вдруг щука говорит ему человечьим голосом:
    — Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь.
    А Емеля смеется:
    — На что ты мне пригодишься? Нет, понесу тебя домой, велю невесткам уху сварить. Будет уха сладка.
    Щука взмолилась опять:
    — Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю все, что ни пожелаешь.
    — Ладно, только покажи сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущу.
    Щука его спрашивает:
    — Емеля, Емеля, скажи — чего ты сейчас хочешь?
    — Хочу, чтобы ведра сами пошли домой и вода бы не расплескалась...
    Щука ему говорит:
    — Запомни мои слова: когда что тебе захочется — скажи только:

    По щучьему веленью,
    По моему хотенью.

    Емеля и говорит:

    — По щучьему веленью,
    По моему хотенью —
    ступайте, ведра, сами домой...

    Только сказал — ведра сами и пошли в гору. Емеля пустил щуку в прорубь, а сам пошел за ведрами.
    Идут ведра по деревне, народ дивится, а Емеля идет сзади, посмеивается... Зашли ведра в избу и сами стали на лавку, а Емеля полез на печь.
    Прошло много ли, мало ли времени — невестки говорят ему:
    — Емеля, что ты лежишь? Пошел бы дров нарубил.
    — Неохота...
    — Не нарубишь дров, братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут.
    Емеле неохота слезать с печи. Вспомнил он про щуку и потихоньку говорит:

    — По щучьему веленью,
    По моему хотенью —
    поди, топор, наколи дров, а дрова — сами в избу ступайте и в печь кладитесь...

    Топор выскочил из-под лавки — и на двор, и давай дрова колоть, а дрова сами в избу идут и в печь лезут.
    Много ли, мало ли времени прошло — невестки опять говорят:
    — Емеля, дров у нас больше нет. Съезди в лес, наруби.
    А он им с печки:
    — Да вы-то на что?
    — Как мы на что?.. Разве наше дело в лес за дровами ездить?
    — Мне неохота...
    — Ну, не будет тебе подарков.
    Делать нечего. Слез Емеля с печи, обулся, оделся. Взял веревку и топор, вышел на двор и сел в сани:
    — Бабы, отворяйте ворота!
    Невестки ему говорят:
    — Что ж ты, дурень, сел в сани, а лошадь не запряг?
    — Не надо мне лошади.
    Невестки отворили ворота, а Емеля говорит потихоньку:

    — По щучьему веленью,
    По моему хотенью —
    ступайте, сани, в лес...

    Сани сами поехали в ворота, да так быстро — на лошади не догнать.
    А в лес-то пришлось ехать через город, и тут он много народу помял, подавил. Народ кричит «Держи его! Лови его!» А он знай сани погоняет. Приехал в лес:

    — По щучьему веленью,
    По моему хотенью —
    топор, наруби дровишек посуше, а вы, дровишки, сами валитесь в сани, сами вяжитесь...

    Топор начал рубить, колоть сухие дерева, а дровишки сами в сани валятся и веревкой вяжутся. Потом Емеля велел топору вырубить себе дубинку — такую, чтобы насилу поднять. Сел на воз:

    — По щучьему веленью,
    По моему хотенью —
    поезжайте, сани, домой...

    Сани помчались домой. Опять проезжает Емеля по тому городу, где давеча помял, подавил много народу, а там его уж дожидаются. Ухватили Емелю и тащат с возу, ругают и бьют.
    Видит он, что плохо дело, и потихоньку:

    — По щучьему веленью,
    По моему хотенью —
    ну-ка, дубинка, обломай им бока...

    Дубинка выскочила — и давай колотить. Народ кинулся прочь, а Емеля приехал домой и залез на печь.
    Долго ли, коротко ли — услышал царь об Емелиных проделках и посылает за ним офицера: его найти и привезти во дворец.
    Приезжает офицер в ту деревню, входит в ту избу, где Емеля живет, и спрашивает:
    — Ты — дурак Емеля?
    А он с печки:
    — А тебе на что?
    — Одевайся скорее, я повезу тебя к царю.
    — А мне неохота...
    Рассердился офицер и ударил его по щеке.
    А Емеля говорит потихоньку:

    — По щучьему веленью,
    По моему хотенью —
    дубинка, обломай ему бока...

    Дубинка выскочила — и давай колотить офицера, насилу он ноги унес.
    Царь удивился, что его офицер не мог справиться с Емелей, и посылает своего самого набольшего вельможу:
    — Привези ко мне во дворец дурака Емелю, а то голову с плеч сниму.
    Накупил набольший вельможа изюму, черносливу, пряников, приехал в ту деревню, вошел в ту избу и стал спрашивать у невесток, что любит Емеля.
    — Наш Емеля любит, когда его ласково попросят да красный кафтан посулят, — тогда он все сделает, что ни попросишь.
    Набольший вельможа дал Емеле изюму, черносливу, пряников и говорит:
    — Емеля, Емеля, что ты лежишь на печи? Поедем к царю.
    — Мне и тут тепло...
    — Емеля, Емеля, у царя будут хорошо кормить-поить, — пожалуйста, поедем.
    — А мне неохота...
    — Емеля, Емеля, царь тебе красный кафтан подарит, шапку и сапоги.
    Емеля подумал-подумал:
    — Ну ладно, ступай ты вперед, а я за тобой вслед буду.
    Уехал вельможа, а Емеля полежал еще и говорит:

    — По щучьему веленью,
    По моему хотенью —
    ну-ка, печь, поезжай к царю...

    Тут в избе углы затрещали, крыша зашаталась, стена вылетела, и печь сама пошла по улице, по дороге, прямо к царю.
    Царь глядит в окно, дивится:
    — Это что за чудо?
    Набольший вельможа ему отвечает:
    — А это Емеля на печи к тебе едет.
    Вышел царь на крыльцо:
    — Что-то, Емеля, на тебя много жалоб! Ты много народу подавил.
    — А зачем они под сани лезли?
    В это время в окно на него глядела царская дочь — Марья-царевна. Емеля увидал ее в окошке и говорит потихоньку:

    — По щучьему веленью,
    По моему хотенью —
    пускай царская дочь меня полюбит...

    И сказал еще:
    — Ступай, печь, домой...
    Печь повернулась и пошла домой, зашла в избу и стала на прежнее место. Емеля опять лежит-полеживает.
    А у царя во дворце крик да слезы. Марья-царевна по Емеле скучает, не может жить без него, просит отца, чтобы выдал он ее за Емелю замуж. Тут царь забедовал, затужил и говорит опять набольшему вельможе:
    — Ступай приведи ко мне Емелю живого или мертвого, а то голову с плеч сниму.
    Накупил набольший вельможа вин сладких да разных закусок, поехал в ту деревню, вошел в ту избу и начал Емелю потчевать.
    Емеля напился, наелся, захмелел и лег спать. А вельможа положил его в повозку и повез к царю.
    Царь тотчас велел прикатить большую бочку с железными обручами. В нее посадили Емелю и Марью-царевну, засмолили и бочку в море бросили.
    Долго ли, коротко ли — проснулся Емеля; видит — темно, тесно:
    — Где же это я?
    А ему отвечают:
    — Скучно и тошно, Емелюшка! Нас в бочку засмолили, бросили в синее море.
    — А ты кто?
    — Я — Марья-царевна.
    Емеля говорит:

    — По щучьему веленью,
    По моему хотенью —
    ветры буйные, выкатите бочку на сухой берег, на желтый песок...

    Ветры буйные подули. Море взволновалось, бочку выкинуло на сухой берег, на желтый песок. Емеля и Марья-царевна вышли из нее.
    — Емелюшка, где же мы будем жить? Построй какую ни на есть избушку.
    — А мне неохота...
    Тут она стала его еще пуще просить, он и говорит:

    — По щучьему веленью,
    По моему хотенью —
    выстройся каменный дворец с золотой крышей...

    Только он сказал — появился каменный дворец с золотой крышей. Кругом — зеленый сад: цветы цветут и птицы поют.
    Марья-царевна с Емелей вошли во дворец, сели у окошечка.
    — Емелюшка, а нельзя тебе красавчиком стать?
    Тут Емеля недолго думал:

    — По щучьему веленью,
    По моему хотенью —
    стать мне добрым молодцем, писаным красавцем...

    И стал Емеля таким, что ни в сказке сказать, ни пером описать.
    А в ту пору царь ехал на охоту и видит — стоит дворец, где раньше ничего не было.
    — Это что за невежа без моего дозволения на моей земле дворец поставил?
    И послал узнать-спросить: «Кто такие?»
    Послы побежали, стали под окошком, спрашивают.
    Емеля им отвечает:
    — Просите царя ко мне в гости, я сам ему скажу.
    Царь приехал к нему в гости. Емеля его встречает, ведет во дворец, сажает за стол. Начинают они пировать. Царь ест, пьет и не надивится:
    — Кто же ты такой, добрый молодец?
    — А помнишь дурачка Емелю — как приезжал к тебе на печи, а ты велел его со своей дочерью в бочку засмолить, в море бросить? Я — тот самый Емеля. Захочу — все твое царство пожгу и разорю.
    Царь сильно испугался, стал прощенья просить:
    — Женись на моей дочери, Емелюшка, бери мое царство, только не губи меня!
    Тут устроили пир на весь мир. Емеля женился на Марье-царевне и стал править царством.
    Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец.

    Текст второй сказки:

    Жил-был бедный мужичок; сколько он ни трудился, сколько ни работал — всё нет ничего! «Эх, — думает сам с собой, — доля моя горькая! Все дни за хозяйством убиваюсь, а того и смотри — придётся с голоду помирать; а вот сосед мой всю свою жизнь на боку лежит, и что же? — хозяйство большое, барыши сами в карман плывут. Видно, я богу не угодил; стану я с утра до вечера молиться, авось господь и смилуется». Начал он богу молиться; по целым дням голодает, а всё молится. Наступил светлый праздник, ударили к заутрене. Бедный думает: «Все люди станут разгавливаться, а у меня ни куска нету! Пойду хоть воды принесу — ужо вместо щей похлебаю». Взял ведерко, пошёл к колодцу и только закинул в воду — вдруг попалась ему в ведёрко большущая щука. Обрадовался мужик: «Вот и я с праздником! Наварю ухи и всласть пообедаю». Говорит ему щука человечьим голосом: «Отпусти меня, добрый человек, на волю; я тебя счастливым сделаю: чего душа твоя пожелает, всё у тебя будет! Только скажи: по щучьему веленью, по божьему благословенью явись то-то и то-то — сейчас явится!» Убогий бросил щуку в колодец, пришел в избу, сел за стол и говорит: «По щучьему веленью, по божьему благословенью будь стол накрыт и обед готов!» Вдруг откуда что взялось — появились на столе всякие кушанья и напитки; хоть царя угощай, так не стыдно будет! Убогий перекрестился: «Слава тебе господи! Есть чем разговеться». Пошёл в церковь, отстоял заутреню и обедню, воротился и стал разгавливаться; закусил-выпил, вышел за ворота и сел на лавочку.

    На ту пору вздумала царевна по улицам прогуляться, идет с своими няньками и мамками и ради праздничка Христова раздаёт бедным милостыню; всем подала, а про этого мужичка и позабыла. Вот он и говорит про себя: «По щучьему веленью, по божьему благословенью пусть царевна плод понесёт и родит себе сына!» По тому слову царевна в ту ж минуту забрюхатела и через девять месяцев родила сына. Начал её царь допрашивать. «Признавайся, — говорит, — с кем согрешила?» А царевна плачет и всячески клянётся, что ни с кем не грешила: «И сама не ведаю, за что меня господь покарал!» Сколько царь ни допытывался, ничего не узнал.

    Меж тем мальчик не по дням, а по часам растёт; через неделю уж говорить стал. Царь созвал со всего царства бояр и думных людей, показывает их мальчику: не признаёт ли он кого за отца? Нет, мальчик молчит, никого отцом не обзывает. Приказал царь нянькам и мамкам нести его по всем дворам, по всем улицам и казать всякого чина людям и женатым и холостым. Няньки и мамки понесли ребёнка по всем дворам, по всем улицам; ходили, ходили, он всё молчит. Подошли, наконец, к избушке бедного мужика; как только увидал мальчик того мужика, сейчас потянулся к нему ручонками и закричал: «Тятя, тятя!» Доложили про то государю, привели во дворец убогого; царь стал его допрашивать: «Признавайся по чистой совести — твой это ребёнок?» — «Нет, божий!» Царь разгневался, обвенчал убогого на царевне, а после венца приказал посадить их вместе с ребёнком в большую бочку, засмолить смолою и пустить в открытое море.

    Вот поплыла бочка по морю, понесли её буйные ветры и прибили к далёкому берегу. Слышит убогий, что вода под ними не колышется, и говорит таково слово: «По щучьему веленью, по божьему благословенью распадись, бочка, на сухом месте!» Бочка развалилася; вылезли они на сухое место и пошли куда глаза глядят. Шли-шли, шли-шли, есть-пить нечего, царевна совсем отощала, едва ноги переставляет. «Что, — спрашивает убогий, — знаешь теперь, какова жажда и голод?» — «Знаю!» — отвечает царевна. «Вот так-то и бедные мучатся; а ты не хотела мне на Христов день и милостынки подать!» Потом говорит убогий: «По щучьему веленью, по божьему благословенью стань здесь богатый дворец — чтоб лучше во всем свете не было, и с садами, и с прудами, и со всякими пристройками!»

    Только вымолвил — явился богатый дворец; выбегают из дворца слуги верные, берут их под руки, ведут в палаты белокаменные и сажают за столы дубовые, за скатерти браные. Чудно в палатах убрано, изукрашено; на столах всего наготовлено: и вина, и сласти, и кушанья. Убогий и царевна напились, наелись, отдохнули и пошли в сад гулять. «Всем бы здесь хорошо, — говорит царевна, — только жаль, что нет никакой птицы на наших прудах». — «Подожди, будет и птица!» — отвечал убогий и тотчас вымолвил: «По щучьему веленью, по божьему благословенью пусть плавают на этом пруде двенадцать уток, тринадцатый селезень — у всех бы у них одно перо было золотое, другое серебряное; да был бы у селезня чуб на головке бриллиантовый!» Глядь — плывут по воде двенадцать уток и селезень — одно перо золотое, другое серебряное; на головке у селезня чуб бриллиантовый.

    Вот так-то живёт царевна с своим мужем без горя, без печали, а сын её растёт да растёт; вырос большой, почуял в себе силу великую и стал у отца, у матери проситься поехать по белу свету да поискать себе невесты. Они его отпустили: «Ступай, сынок, с богом!» Он оседлал богатырского коня, сел и поехал в путь-дорогу. Попадается ему навстречу старая старуха: «Здравствуй, русский царевич! Куда ехать изволишь?» — «Еду, бабушка, невесты искать, а где искать — и сам не ведаю ». — «Постой, я тебе скажу, дитятко! Поезжай ты за море в тридесятое королевство; там есть королевна — такая красавица, что весь свет изъездишь, а лучше её нигде не сыщешь!» Добрый молодец поблагодарил старуху, приехал к пристани, нанял корабль и поплыл в тридесятое королевство.

    Долго ли, коротко ли плыл он по морю, скоро сказка сказывается, не скоро дело делается — приезжает в то королевство, явился к тамошнему королю и стал за его дочь свататься. Говорит ему король: «Не ты один за мою дочь сватаешься; есть у нас ещё жених — сильномогучий богатырь; коли ему отказать, он всё моё государство разорит». — «А мне откажешь — я разорю!» — «Что ты! Лучше померяйся с ним силою: кто из вас победит, за того и дочь отдам». — «Ладно! Созывай всех царей и царевичей, королей и королевичей на честной бой поглядеть, на свадьбе погулять». Тотчас посланы были гонцы в разные стороны, и года не прошло, как собрались со всех окрестных земель цари и царевичи, короли и королевичи; приехал и тот царь, что свою родную дочь в бочку засмолил да в море пустил. В назначенный день вышли богатыри на смертный бой; бились, бились, от их ударов земля стонала, леса приклонялись, реки волновались; сын царевны осилил своего супротивника — снёс его буйную голову.

    Подбежали тут королевские бояре, взяли доброго молодца под руки и повели во дворец; на другой день обвенчался он с королевною, а как отпировали свадьбу, стал звать всех царей и царевичей, королей и королевичей в гости к своему отцу, к матери. Поднялись все разом, снарядили корабли и поплыли по морю. Царевна со своим мужем встретили гостей с честию, и начались опять пиры да веселье. Цари и царевичи, короли и королевичи смотрят на дворец, на сады и дивуются: такого богатства нигде не видано, а больше всего показались им утки и селезень — за одну утку можно полцарства дать! Отпировали гости и вздумали домой ехать; не успели они до пристани добраться, как бегут за ними скорые гонцы: «Наш-де хозяин просит вас назад воротиться, хочет с вами тайный совет держать».

    Цари и царевичи, короли и королевичи воротились назад; выступил к ним хозяин и стал говорить: «Разве этак добрые люди делают? Ведь у меня утка пропала! Окромя вас некому взять!» — «Что ты взводишь напраслину? — отвечают ему цари и царевичи, короли и королевичи. — Это дело непригожее! Сейчас обыщи всех! Если найдёшь у кого утку, делай с ним, что сам знаешь; а если не сыщешь, твоя голова долой!» — «Хорошо, я согласен!» — сказал хозяин, пошёл по ряду и стал их обыскивать; как скоро дошла очередь до царевнина отца, он потихоньку и вымолвил: «По щучьему веленью, по божьему благословенью пусть у этого царя под полой кафтана будет утка привязана!» Взял, приподнял ему кафтан, а под полой как есть привязана утка — одно перо золотое, другое серебряное. Тут все прочие цари и царевичи, короли и королевичи громко засмеялись: «Ха-ха-ха! Вот каково! Уж цари воровать начали!» Царевнин отец всеми святыми клянётся, что воровать — у него и на мыслях не было; а как к нему утка попала — того и сам не ведает. «Рассказывай! У тебя нашли, стало быть, ты один и виноват». Тут вышла царевна, бросилась к отцу и призналась, что она та самая его дочь, которую выдал он за убогого замуж и посадил в смоляную бочку: «Батюшка! Ты не верил тогда моим словам, а вот теперь на себе спознал, что можно быть без вины виноватым». Рассказала ему, как и что было, и после того стали они все вместе жить-поживать, добра наживать, а лиха избывать.

    Поделись своими развлекухами! Расскажи все что знаешь!:

    • 1Q.SU ©® 2006-2016
    • Фольклор | Только лучшее на 1Q.SU