Алеша Попович и Тугарин | Былины | Русский народный фольклор 1Q.SU
РАЗВЛЕКУХА

Русский народный фольклор.

  • Список тем link
  • Былины

      Алёша Попович и Тугарин

          

          Из славнова Ростова, красна города,

          Как два ясныя соколы вылетывали,

          Выезжали два могучии богатыри:

          Что по именю Алешинка Поповичь млад

          А со молодом Екимом Ивановичем.

          Оне ездят, богатыри, плеча о плечо,

          Стремяно в стремяно богатырское.

          Оне ездили-гуляли по чисту полю,

          Ничего оне в чистом поли не наезживали,

          Не видали птицы перелетныя,

          Не видали оне зверя прыскучева,

          Толко в чистом поле наехали -

          Лежит три дороги широкия,

          Промежу тех дорог лежит горючь камень,

          А на каменю подпись подписана.

          Взговорит Алеша Поповичь млад:

          - А и ты, братец Еким Ивановичь,

          В грамоте поученои человек!

          Посмотри на каменю подписи,

          Что на каменю подписано.-

          И скочил Еким со добра коня,

          Посмотрил на каменю подписи,

          - Росписаны дороги широкия:

          Первая дорога во Муром лежит,

          Другая дорога - в Чернигов-град,

          Третья - ко городу ко Киеву,

          Ко ласкову князю Владимеру.

          Говорил тут Еким Ивановичь:

          - А и братец, Алеша Поповичь млад,

          Которой дорогой изволишь ехать? -

          Говорил ему Алеша Поповичь млад:

          - Лутче нам ехать ко городу ко Киеву,

          Ко ласкову князю Владимеру.-

          Втапоры поворотили добрых коней

          И поехали оне ко городу ко Киеву.

          Не доехавши оне до Сафат-реки,

          Становились на лугах на зеленыех,

          Надо Алеши покормить добрых коней,

          Раставили тут два бела шетра,

          Что изволил Алеша опочив держать,

          А и мало время позамешкавши,

          Молоды Еким со добры кони,

          Стреножемши, в зелен луг пустил,

          Сам ложился в свои шатер опочив держать.

          Прошла та ночь осенея,

          Ото сна Алеша пробужаетца,

          Встает рано-ранешонко,

          Утреней зарею умываетца,

          Белаю ширинкаю утираетца,

          На восток он, Алеша, богу молитца.

          Молоды Еким сын Ивановичь

          Скоро сходил по добрых коней, "

          А сводил он поить на Сафет на реку,

          И приказал ему Алеша

          Скоро седлать добрых коней.

          Аседлавши он, Еким, добрых коней,

          Нарежаютца оне ехать ко городу ко Киеву.

          Пришол тут к ним калика перехожей,

          Лапатки на нем семи шелков,

          Подковырены чистым серебром,

          Личико унизано красным золотом,

          Шуба соболиная долгополая,

          Шляпа сорочинская

          Земли греческой в тритцать пуд.

          Шелепуга подорожная в пятдесят пуд,

          Налита свинцу чебурацкова,

          Говорил таково слово:

          - Гои вы еси, удалы добры молодцы!

          Видел я Тугарина Змеевича,

          В вышину ли он, Тугарин, трех сажен,

          Промеж плечеи косая сажень,

          Промежу глас калена стрела,

          Конь под ним как лютой зверь,

          Из хаилиша пламень пышет,

          Из ушей дым столбом стоит.-

          Привезался Алеша Поповичь млад:

          - А и ты, братец калика перехожея!

          Дай мне платье каличее,

          Возми мое богатырское,

          Лапатки свои семи шелков,

          Подковырены чистым серебром,

          Личико унизано красным золотом,

          Шубу свою соболиную долгополую,

          Шляпу сорочинскую

          Земли греческой в тридцать пуд,

          Шелепугу подорожную в пятдесят пуд,

          Налита свинцу чебурацкова.-

          Дает свое платье калика

          Алеши Поповичу, не отказываючи,

          А на себе надевал то платье богатырское,

          Скоро Алеша каликою нарежаетца

          И взял шелепугу дорожную,

          Котора была в пятдесят пуд,

          И взял в запас чингалиша булатное,

          Пошол за Сафат-реку.

          Завидел тут Тугарин Змеевичь млад,

          Заревел зычным голосом,

          Подрогнула дубровушка зеленая,

          Алеша Поповичь едва жив идет,

          Говорил тут Тугарин Змеевичь млад:

          - Гои еси, калика перехожея!

          А где ты слыхал и где видал

          Про молода Алешу Поповича?

          А и я бы Алешу копьем заколол,

          Копьем заколол и огнем спалил.-

          Говорил тут Алеша каликаю:

          - А и ты ои еси, Тугарин Змеевичь млад!

          Поезжай поближе ко мне,

          Не слышу я, что ты говоришь.-

          И подъезжал к нему Тугарин Змеевичь млад.

          Сверстался Алеша Поповичь млад

          Против Тугарина Змеевича,

          Хлеснул ево шелепугою по буйной голове,

          Розшиб ему буину голову,

          И упал Тугарин на сыру землю,

          Скочил ему Алеша на черну грудь.

          Втапоры взмолитца Тугарин Змеевичь млад:

          - Гои еси ты, калика перехожея!

          Не ты ли Алеша Поповичь млад?

          Токо ты Алеша Поповичь млад,

          Сем побратуемся с тобой.-

          Втапоры Алеша врагу не веровал,

          Отрезал ему голову прочь,

          Платья с него снимал цветное на сто тысячей,

          И все платья на себе надевал,

          Садился на ево добра коня

          И поехал к своим белым шатрам.

          Втапоры увидели Еким Иванович

          И калика перехожея,

          Испужалися его, сели на добрых коней,

          Побежали ко городу Ростову.

          И постигает их Алеша Поповичь млад,

          Обвернетца Еким Иванович,

          Он выдергивал палицу баевую в тритцать пуд,

          Бросил назад себе:

          Показалося ему, что Тугарин Змеевичь млад,

          И угодил в груди белыя Алеши Поповича,

          Сшиб из седелечка черкескова,

          И упал он на сыру землю.

          Втапоры Еким Ивановичь

          Скочил со добра коня, сел на груди ему,

          Хочет пороть груди белыя,

          И увидел на нем золот чюден крест,

          Сам заплакал, говорил калики перехожему:

          - По грехам надо мною, Екимом, учинилося,

          Что убих своего братца родимова.-

          И стали ево оба трести и качать

          И потом подали ему питья заморскова,

          Оттого он здрав стал.

          Стали оне говорити

          И между собою платьем меняти:

          Калика свое платье надевал каличье,

          А Олеша - свое богатырское,

          А Тугарина Змеевича платье цветное

          Клали в чебодан к себе.

          Сели оне на добрых коней

          И поехали все ко городу во Киеву,

          Ко ласкову князю Владимеру.

          А и будут оне в городе Киеве

          На княженецком дворе,

          Скочили со добрых коней,

          Привезали к дубовым столбам,

          Пошли во светлы гридни,

          Молятся Спасову образу

          И бьют челом, поклоняютца

          Князю Владимеру и княгине Апраксевне,

          И на все четыре стороны.

          Говорил им ласковой Владимер-князь:

          - Гои вы еси, добры молодцы!

          Скажитеся, как вас по именю зовут,

          А по именю вам мочно место дать,

          По изочеству можно пожаловати.-

          Говорит тут Алеша Поповичь млад:

          - Меня, асударь, зовут Алешою Поповичем,

          Из города Ростова старова попа соборнова.-

          Втапоры Владимер-князь обрадовался,

          Говорил таковы слова:

          - Гои еси, Алеша Поповичь млад!

          По отечеству садися в большое место,

          В передней уголок,

          В другое место богатырское -

          В дубову скомью против меня,

          В третье место, куда сам зохошь.-

          Не садился Алеша в место болшее

          И не садился в дубову скомью,

          Сел он со своими товарищи на полатнои брус.

          Мало время позамешкавши,

          Несут Тугарина Змеевича

          На той доске красна золота

          Двенатцать могучих богатырей.

          Сажали в место долшое,

          А подле ево сидела княгиня Апраксевна.

          Тут повары были догадливы:

          Понесли ества сахарные и питья медяныя,

          А питья все заморския.

          Стали тут пить, есть, прохложатися,

          А Тугарин Змеевичь нечестно хлеба ест:

          По целой ковриге за щеку мечит,

          Те ковриги монастырския;

          И нечестно Тугарин питья пьет:

          По целой чаше охлестовает,

          Котора чаша в полтретья ведра.

          И говорил втапоры Алеша Поповичь млад:

          - Гои еси ты, ласковой сударь

          Владимер-князь!

          Что у тебя за болван пришол,

          Что за дурак неотесонои?

          Нечестно у князя за столом сидит,

          Ко княгине он, собака, руки в пазуху кладет,

          Целует во уста сахарныя,

          Тебе, князю, насмехаетца!

          А у моево сударя-батюшка

          Была сабачишша старая,

          Насилу по подстолью таскалася,

          И костью та сабака подавилася,-

          Взял ее за хвост, под гору махнул;

          От меня Тугарину то же будет! -

          Тугарин почернел, как осеньня ночь,

          Алеша Поповичь стал как светел месяц.

          И опять втапоры повары были догадливы:

          Носят ества сахарныя.

          И принесли лебедушку белую,

          И ту рушала княгиня лебедь белую,

          Обрезала рученку левую,

          Завернула рукавцом, под стол опустила,

          Говорила таково слово:

          - Гои вы еси, княгини-боярыни,

          Либо мне резать лебедь бедова,

          Либо смотреть на мил живот,

          На молода Тугарина Змеевича.-

          Он взявши, Тугарин, лебедь белую,

          Всю вдруг проглатил,

          Еще тут же ковригу монастырскую.

          Говорит Алеша на податном брусу:

          - Гои еси, ласковой асударь Владимер-князь!

          Что у тебе за болван сидит?

          Что за дурак неотесонои?

          Нечестно за столом сидит,

          Нечестно хлеба с солью ест:

          По целой ковриге за щеку мечит

          И целу лебедушку вдруг проглотил.

          У моево сударя-батюшка,

          Федора попа ростовскаго,

          Была коровишша старая,

          Насилу по двору таскалася,

          Забилася на поварню к поварам,

          Выпила чан браги пресныи,

          Оттого она лопнула,-

          Взял за хвост, под гору махнул.

          От меня Тугарину то же будет! -

          Тугарин потемнел, как осеньня ночь,

          Выдернул чингалишша булатное,

          Бросил в Алешу Поповича.

          Алеша на то-то верток был,

          Не мог Тугарин попасть в него,

          Подхватил чингалиша Еким Ивановичь,

          Говорил Алеши Поповичу:

          - Сам ли ты бросаешь в ево али мне велишь? -

          - Нет, я сам не бросаю и тебе не велю,

          Заутра с ним переведаюсь:

          Бьюсь я с ним о велик заклад -

          Не о сте рублях, не о тысячи,

          А бьюсь о своей буйной голове! -

          Втапоры князи и бояра скочили на резвы ноги

          И все за Тугарина поруки держат:

          Князи кладут по сту рублей,

          Бояра - по пятидесят,

          Крестьяна - по пяти рублев.

          Тут же случилися гости купеческия,

          Три карабля свои подписавают

          Под Тугарина Змеевича,

          Всяки тавары заморскии,

          Которы стоят на быстром Непре,

          А за Алешу подписавал

          Владыка черниговской.

          Втапоры Тугарин звился и вон ушол.

          Садился на своего добра коня,

          Поднялся на бумажных крыльех

          Поднебесью летать.

          Скочила княгиня Апраксевна на резвы ноги,

          Стала пенять Алеши Поповичю:

          - Деревеншина ты, заселшина!

          Не дал посидеть другу милому.-

          Втапоры тово Алеша не слушался,

          Звился с товарыши и вон пошол.

          Садилися на добры кони,

          Поехали ко Сафат-реке,

          Поставили белы шатры,

          Стали опочив держать,

          Коней опустили в зелены дуга.

          Тут Алеша всю ночь не спал,

          Молился богу со слезами:

          - Создай, боже, тучю грозную,

          А и тучи-то з градом дождя! -

          Алешины молитвы доходны ко Христу.

          Дает господь бог тучю з градом дождя,

          Замочила Тугарина крылья бумажныи,

          Падает Тугарин, как собака, на сыру землю.

          Приходил Еким Ивановичь

          Сказал Алеши Поповичю,

          Что видел Тугарина на сырой земле.

          И скоро Алеша нарежаетца,

          Садился на добра коня,

          Взял одну сабелку вострую

          И поехал к Тугарину Змеевичю.

          И увидел Тугарин Змеевичь Алешу Поповича,

          Заревел зычным голосом:

          - Гои еси ты, Алеша Поповичь млад!

          Хош ли, я тебе огнем спалю?

          Хош ли, Алеша, конем стопчу

          Али тебе, Алешу, копьем заколю? -

          Говорил ему Алеша Поповичь млад-

          - Гои ты еси, Тугарин Змеевичь млад!

          Бился ты со мною о велик заклад -

          Битца-дратца един на един,

          А за тобою ноне силы-сметы нет

          На меня, Алешу Поповича -

          Оглянетца Тугарин назад себя,

          Втапоры Алеша подскочил,

          Ему голову срубил,

          И пала глава на сыру землю, как пивной котел

          Алеша скочил со добра коня,

          Отвезал чембур от добра коня,

          И приколол уши у головы Тугарина Змеевича,

          И привезал к добру коню,

          И привез в Киев на княженецкои двор,

          Бросил середи двора княженецкова.

          И увидел Алешу Владимер-князь,

          Повел во светлы гридни,

          Сажал за убраны столы,

          Тут для Алеши и стол пошел.

          Сколко время покушавши,

          Говорил Владимер князь

          - Гои еси, Алеша Поповичь млад!

          Час ты мне свет дал,

          Пожалуй ты живи в Киеве,

          Служи мне, князю Владимеру,

          До люби тебе пожалую! -

          Втапоры Алеша Поповичь млад

          Князя не ослушался,

          Стал служить верою и правдою;

          А княгиня говорила Алеши Поповичю:

          - Деревеншина ты, заселшина!

          Разлучил меня з другом милым,

          С молодым Змеем Тугаретиным,-

          Отвечает Алеша Поповичь млад:

          - А ты гои еси, матушка княгиня Апраксевна!

          Чють не назвал я тебе сукою,

          Сукою-ту - волочаикаю! -

          То старина, то и деянье.

          

          * * *

          

          Сейчас, конечно, трудно судить со всей определенностью: был или не был в конце XII - начале XIII века у Всеволода Большое Гнездо, у Константина Ростовского и Мстислава Киевского такой богатырь - Александр Попович? Или же летописные известия, сказания и повести о нем "вставлены" в летописи уже в XV-XVII веках? И какого Александра Поповича можно считать прототипом былинного Алеши Поповича: погибшего с семьюдесятью русскими богатырями в исторической битве на Калке в 1223 году или другого Поповича и другого Александра, который, согласно тем же летописям, был современником Владимира Мономаха и в 1001 году (за два с лишним столетия до Калкской битвы) убивый  самого могучего печенежского богатыря, пленил и привез в Киев их князя Родмана (почти так же, кстати, как Илья Муромец привез в Киев Соловья-разбойника), а в 1004 году вновь пошел на печенези , которые в ужасе побегоша в поле , услышав о его приближении? Или же речь идет о двух разных богатырях с одним именем: мало ли на Руси было "поповичей", а среди них Александров? Или же все три - плод фантазии и былинный Алеша Попович вовсе не имел ровно никакого отношения к тем, другим, реально существовавшим...

      Вот уже более столетия ученые пытаются найти ответ на эти вопросы.

          "Алеша Попович и Тугарин" - самый древний былинный сюжет, основанный на мотивах змееборчества. Каждый из былинных героев бьется со своим чудищем: Илья Муромец с Соловьем-разбойником, Идолищем или Сокольником, Подсокольником, Жидовином, Добрыня Никитич - со Змеем Горынычем или киевской колдуньей Маринкой Кайдаловной, а на долю Алеши Поповича достался Тугарин.

          Но былинный Тугарин, как считают исследователи, не просто художественный образ. У него есть вполне реальный исторический прототип: половецкий хан Тугоркан, ставший в 1094 году тестем Святополка и убитый киевлянами в 1096 году. Убийство в Киеве исторического Тугоркана и былинного Тугарина действительно дает основание для такой параллели.

          Впрочем, это толкование не единственное. Существует общеславянский корень "туг" в значении "горе, печаль, обида" (тужить, туго  - слова того же корня). Таким образом, имя Тугарин вполне могло быть нарицательным, со значением - "обидчик, насильник, угнетатель". "Имя Тугарин, - замечают исследователи Ю.И. Смирнов и В.Г. Смолицкий, - наряду со многими другими эпическими именами (Богатырь, Добрыня, Дунай, Залешанин, Казарин, Пересвет, Рахман, Салтан, Соловей, Сухан, Тороп, Хотен и другие), было собственным "некалендарным" именем у русских вплоть до конца XVII века. Оно пользовалось определенным распространением среди низших и средних слоев населения центральных районов Московской Руси, в частности у "служилого сословия". Лингвистически нельзя объяснить бытование этого имени влиянием былинного образа. Лингвистически мог происходить лишь обратный процесс.

      Неизвестно, какое значение вкладывали русские в имя "Тугарин" в XVI-XVII вв. Более вероятным кажется, что оно было для его носителей своего рода оберегом, предохраняющим от сглазу, нечистой силы. Выбор нарочито "дурного" имени в качестве оберега известен как обычай у многих народов, в том числе и у славян".

          Существует два варианта боя Алеши Поповича с Тугарином. Один - чисто мифологический, "змееборческий", где он встречает и убивает Тугарина в поле, по пути в Киев; и второй - более "исторический", где он убивает его в Киеве, на пиру у князя Владимира. В "Сборнике Кирши Данилова" обе эти версии совмещены. В результате в одной былине Алеша Попович убивает Тугарина дважды.

    Поделись своими развлекухами! Расскажи все что знаешь!: