Что-то сделалось однажды со страшилою — невзлюбил он кошек. Бьет, бросает в них чем ни попадя. До того довел, что все они разбежались, одна только Мурка осталась. И ту, видать, со свету сжить решил: однажды как схватил ее за хвост, как шваркнул оземь! Кошка визжит, баба на крыльцо выскочила и ну браниться:
— Зачем Мурку мучаешь? Разве это хозяйство! Нам без кошки прожить нельзя — от мышей наплачемся. А ты что творишь? Хорош хозяин!
Знать, в добрый час оговорила страшилу: оставил он Мурку в покое, притих, и даже когда другие кошки воротились в дом, более к ним не приставал.
Страшилою иной раз становится тот же самый, всем знакомый домовой. Если он чем-то недоволен, то удивительно перевоплощается из добродушного, заботливого старичка в уродливое существо, которое готово на все, чтобы насолить чем-то не угодившим ему хозяевам. Впрочем, иногда они и не виноваты ни в чем — просто сказывается двойственная, противоречивая, демоническая натура домового', какой он ни есть домашний дух, а все же нечисть! Впрочем, остатки прежней совести домового сохраняются и в страшиле: например, его достаточно оговорить, то есть упрекнуть, и он останавливается в своих злых делах, как бы одумывается, чтобы после некоторого времени сделаться прежним домовым.
Западные славяне называют страшилами (страшниками, дрожниками) ужасные, призрачные существа, духи робости, малодушия, трусости. Именно они приводят человека в то кошмарное состояние, когда у него «мурашки по коже бегут» (от слова «мура», «мора»), потому что они — верные слуги и служанки Морены — богини смерти.