Как и есть, это Спорыш. Там — в колосьях-двойчатках! Как он вырос: как колос! А в майских полях его незаметно — от земли не видать, когда скачет он скоки по целой версте.
— А ты не пугайся: он венок вьет. Колосяной венок, золотой — жатвенный. А кладут венок в венок, чтобы все было споро, хватило зерна надолго.
Спорыш — воплощение плодородия, олицетворяемое кудрявым человеком в белоснежных одеждах, который ходит по полям. В древности спорышем называли двойное зерно или двойной колос — «царь Колос». Из таких колосьев делали куклу-спорынью, а позднее, уже в христианские времена, сплетали «пожинальные бороды» для покровителей земледельчест-ва — Святых Флора и Лавра, Зосимы и Саввы, Козьмы и Демьяна.
Стеновой: сивый, как вихрь, высокий старик с длинной пепельной бородою и развевающейся во все стороны копной волос. Покажется, погрозит старческой костлявой рукою — и скроется.
Беда тому путнику, который, не благословясь, выедет из дому — да в полдень попадет на степную дорогу, где крутится пыльная толчея вихрей. «Бывали случаи, что так и пропадали люди!» — гласит народное слово.
Среди духов степи есть также Зеленчук. Воображали его в виде мужика, только всего зеленого, волосы — пырей, трава в бороде, а под густым сплетением повилики тело человеческое. Только кровь у него тоже зеленая, как травяной сок. Встреча с ним совершенно не опасна для мужчин, Зеленчук мимо них пройдет и не заметит, однако к женщинам он очень неравнодушен и, бывает, гоняется за ними по степи. Может и снасильничать ту, которая упадет без сил.
От такого союза, говорят, рождались младенцы, все тело которых поросло очень густыми волосами.