Как-то раз жала Аннушка в поле, да устала и прилегла отдохнуть на самом солнцепеке.
Не заметила, как вздремнула, а проснулась оттого, что кто-то толкает ее в бок. Глядь — стоит перед ней высокая красивая девушка, одетая в белое, а волосы у нее золотые, как солнечные лучи.
— Полно спать! — говорит незнакомка. — Давай-ка лучше поглядим, кто из нас кого перепляшет.
И завела веселую песенку.
Аннушка и не хотела, да ноги у нее сами в пляс пустились.
Одна пляска кончилась, другая началась, а потом Аннушка им и счет потеряла.
Носились вместе по полям, по лугам до вечерней зари без устали. Аннушка уже обмирает, нога за ногу у нее заплетается, а веселая девушка знай себе порхает, будто мотылек, приплясывает да напевает песни дивные.
В конце концов рухнула Аннушка без сил, а девушка засмеялась и говорит:
— Ничего, завтра еще попляшем!
И исчезла.
Глянула Аннушка — а полоса-то не сжата! Весь день она, выходит, проплясала, вместо того чтобы работать?
Стоит сама не своя, а тут едет на телеге отец с дальнего поля, чтобы дочку-труженицу забрать да вместе ехать домой, ужинать.
Поглядел... да, хороша труженица! Отругал крепко да велел на телегу садиться. Не ночевать же в поле!
А дома матушка еще добавила нашей бедняжке.
— Ведь ты не иначе, как саму полудницу переплясать надумала, — сказала, укоризненно качая головой. — Пока это еще никому не удалось. Ну а если сыщется такая мастерица, говорят, одарит ее полудница невиданно богатым приданым. Но только вряд ли это возможно — полудницу переплясать.
Полудница — хозяйка хлебных нив и полей, недобрый дух. Это красивая и высокая девушка, одетая во все белое, с волосами золотыми, как солнечные лучи.
Летом, во время жатвы, полудница бродит по полосам ржи, и если кто в самый полдень работает или спит на солнцепеке, того берет за голову и начинает вертеть, пока не натрудит шею до жгучей боли.
А малых ребят, бегающих без присмотра, полудница заманивает в рожь и заставляет долго блуждать там.
Вообще полдень считался временем почти таким же нечистым, как полночь, поэтому неудивительно, что в эту пору получали особую власть недобрые духи.
Полдень искони почитался порой полудни-ков и полудниц, в которую человеку полагалось отдыхать. В «Поучении Владимира Мономаха» сказано: «Спанье в полдень предначертано самим Богом всякой твари, и зверю, и птице, и человеку».
Иногда представляют полуднипу и в совер-шенно противоположном образе — уродливой косматой старухой. Это ржаница, ржица — подобие полудницы, только живет она во ржи. Она любит бродить по колосящемуся полю с огромной сковородой в руках, которой заелоняет ниву от иссушающих солнечных лучей. Беда тому крестьянину, кто нарушит злым окриком одиночество Ржаницы — старуха может сжечь колосья.
Также из злобы она может завить несколько стеблей ржи, и тогда поле считается проклятым.
Спасти такое поле может только опытный знахарь, а человеку несведущему такая попытка может стоить жизни. Еще ржаницы устраивают прожины — дорожки во ржи, в вершок шириной, которые проходят из одного края загона до другого и по которым все колосья срезаны.