В одном захолустном селе сторож при церкви был колдун и чернокнижник. Жена с ним много лет прожила, а про то не знала. Но вот почуял он приближение смерти и, жалея своих домашних, приказал жене:
— Я скоро помру, но ты ни в коем случае не оставайся при мне ночевать, а уходи в деревню.
Да разве баба послушается! Никуда она не пошла и осталась в церковной сторожке, где они и жили на отшибе от села, при церкви.,А на давке лежал покойный сторож.
В полночь проснулся ее сынок и говорит:
— Мама! Тятька глаза открыл!
— Полно, дитятко, спи, — отвечала мать, которая умаялась за день.
А сын свое:
— Тятька с лавки встает.
— Полно тебе, дитятко, перекрестись да спи.
И тут мальчик закричал истошно:
— Ой, мама! Тятька идет к нам!
Хозяйка открыла глаза и видит: покойник и вправду встал и, скрестивши руки на груди, с оскаленными зубами, идет к ним. Не зная, что делать, женщина обратилась с молитвой о помощи к Алексею, Божьему человеку, во имя которого была построена церковь. И в тот же миг явился перед ней старец в светлом одеянии, с жезлом в руках, и сказал:
— Не бойся, раба божия!
Покойник при его появлении тотчас упал на пол и остался недвижим. Но до самого утра старец стоял между ним и тем углом, в который забились женщина с сыном. Утром он исчез, наказав, чтобы колдуна в этот же день похоронили и не забыли вбить в его могилу три осиновых кола.
Так люди и сделали.
Был у одной девушки жених, да пошел на заработки и сгинул неведомо где. Прочие его уж и похоронили, а она все ждала, и вот наконец пошла к колдунье, узнать, что с ним. Колдунья погадала и говорит:
— Вот тебе корешок, с которым всякого пропавшего можно найти, хоть на этом свете, хоть на том. Пойди к реке в новолунье и там на излучине огонь разведи. Выйдет тридцать три водяных беса, а потом еще один — с ним и говори. — И научила ее, что дальше.
Пошла девушка, куда было велено, развела костер, ждет. Вышли тридцать три водяных беса, а потом еще один.
— Чего тебе надобно? — вопрошает бес.
— Жениха ищу пропавшего. Помоги моему горю.
— Отдай корешок, тогда помогу.
Отдала ему девушка корешок, и в то же мгновение оказался перед нею пропавший жених. Стала она его целовать-миловать, а тот словно от сна пробудился, никак понять не может, где он и что с ним. Девушка расспрашивает, почему пропадал, а он ничего не помнит.
Повела его домой, только сели за стол, возвращение праздновать, начала она вино наливать в рюмку, а из бутылки рекой течет и остановиться не может. Глядь, это уже не вино, а вода. И хлынуло ее столько, что унесло жениха прочь в реку. Потом-то оказалось, что он утонул в своих странствиях, вот река за ним и пришла. И как бы девица ни старалась, воротить его навсегда было нельзя, ибо нет мертвому места на живой земле.
Ярило кликнул клич — и зерна под землей
Проснулись, и поля ковром зазеленели.
К касаткам в дивный край, где зреет рожь зимой,
Донесся вечный зов — касатки прилетели!
Промчался дальше он! И в этой мгле седой,
Где в вечном холоде чудовищной метели
Тоскует мертвый люд по горести земной,
Он резко прозвенел, как ночью звук свирели...
И стала от него Морена вдруг без сил,
И вихорь душ к земле и к жизни улетает,
Назад к земле, где смерть Ярило победил,
К земле, где в Навий день народ среди могил
С радушной песнею покойников встречает
От золотой зари до золотых светил.
Навьи — древнейшее название мертвецов. Происходит оно от индоевропейского слова, которое означало вид погребального обряда или реку, по которой плывут в царство мертвых. Навь — тот свет. По-чешски «нава» — могила. До сих пор в народе бытует странное выражение, от которого мурашки по коже бегут: «В нави зрети» — то есть ожидать смерти или оказаться на пороге смерти. Одна из самых страшных лихорадок, дочерей проклятых Иродовых, называется Невея — явное созвучие со словом навьи. Впрочем, есть обнадеживающая пословица: «И из навий встают», — то есть никогда не стоит терять надежду. Радуница, день поминовения усопших, называется «навий день» и «навьи проводы». В «Повести временных лет» эпидемия в Полоцке приписывалась мертвецам, которые скачут по улицам на незримых конях и уничтожают всех живых: «Навьи побиват полочан», — то есть мертвецы поражают народ стрелами — разносчицами чумы.
Навьи требуют самого почтительного к себе отношения от людей. В старину топили для них баню в Чистый четверг Пасхальной недели, приглашая покойников мыться. Вообще этот день именовали Навий велик день, Пасха мертвецов: навьи незримо слркили в церквах праздничную службу. Навьим днем называли и Радуницу, родительский день, когда обязательно ходили на кладбище, захватив с собой еду и питье, — ими делились с покойниками.
Считалось, что навьи могут влиять на бытие живых, помогать им или же вредить. Однако мертвецы, навьи, всегда враждебны живым. Даже слишком большая печаль по умершим осуждалась мудрецами, ибо навий можно накликать, как бы призвать к себе своей тоскою, а значит, отдать им себя во власть. Смерть необратима, с ней нельзя бороться, нельзя вернуть прошлое. Мертвым — мертвое царство, живым — живое, поэтому от общения с потусторонним миром люди должны всячески остерегаться.
Скажем, нельзя париться в бане после полуночи: в эту пору приходят на свой шабаш навьи. Но уже коли забрел в баньку запоздалый купалыцик, надобно быть настороже: как услышишь за спиною тихий шепот, как увидишь куриные следы, вдруг возникшие на золе у печки, — быстренько осеняй себя крестом и беги в чем есть, хоть бы и вовсе нагишом, не то настигнут навьи, отнимут душу... Ну а чтобы задобрить их, надобно непременно оставить после себя в бане хоть обмылочек, хоть немножко воды на дне шайки — пусть придут покойнички, пусть потешатся в баньке, как при жизни тешились!
В Радуницу нельзя перелезать через заборы, не то в ступне начнет расти «навья косточка». Это мертвая кость, одна из мелких косточек ступни или пясти, иногда несколько выступадэ-щая под кожей; она вырастает у комля пальца, через которую проходит сухожилие, сгибающее пальцы. По поверью, она бывает причиной смерти, беды, никогда не гниет в трупе и появляется оттого, что человек этот в Навий день перелезет через забор.
Обычно навьи представляются большекры-лыми хищными птицами, иногда нападающими на человека, поэтому в бане на золе и можно иногда обнаружить трехпалые следы, напоминающие птичьи.
Иногда навьи являются живым в образе навного (намного) — вредоносного духа, который наваливается на спящего человека и терзает его так, что утром обнаруживаются на теле синяки и кровоподтеки. Горе такому бедолаге — вскорости он непременно захворает, а то и умрет.