Жили два брата — убогий и богатый. Убогий наловил рыбы и понес на поклон к богатому.
— Славная рыбка! — сказал тот. — Спасибо, брат, спасибо. И только-то! Ничего не дал на бедность и даже к себе на обед не позвал. Взгрустнулось убогому, повесил он голову и пошел со двора. По дороге повстречался ему старичок.
— Что ты, детинушка, такой невеселый? Бедняк рассказал свое горе.
— Что ж, — сказал старик, — спасибо — дело великое. Продай мне его, коли не жалко, мужичок.
— Чего ж тут продавать? Бери, пожалуй, даром.
— Так спасибо мое! — молвил старик, сунул мужику мошну в руки — и тут же с глаз пропал.
Бедняк смотрит — полна мошна золота!
Радехонек воротился к жене, купил себе новый дом и живо перебрался на новоселье, а старую избушку запер и заколотил наглухо.
Теперь уже богатый брат на счастливца с завистью поглядывал да шапку ломал при встрече.
Как-то разговорился недавний бедняк с женой про свое прежнее убогое житье-бытье.
— Неладно, Иван, — говорит баба, — что мы покинули в старой избушке свои жернова, ведь они нас кормили при бедности, а теперь, как не надобны стали, мы и забыли про них.
— Правда твоя, — отвечал Иван и поехал за жерновами.
Видит — покинутое жилье полынью поросло. И слышатся ему голоса из ветхой избушки:
— Злодей Иван! Стал богат — нас покинул, запер тут на долгую муку. Сколько можно терпеть?
— Да вы кто такие? — спрашивает Иван. — Я вас совсем не знаю.
— Не знаешь?! Видно, забыл нашу верную службу. Мы — твои злыдни!
— Бог с вами, мне вас не надобно!
— Нет, мы от тебя теперь не отстанем!
- Черта лысого вам!» — думает Иван, а вслух говорит:
— Хорошо, возьму вас к себе, только с тем уговором, чтобы вы донесли жернова на своих плечах.
Привязал тяжелые жернова покрепче к злыдням и заставил их идти впереди себя. Надо было переходить глубокую реку по мосту; мужик собрался с силами, да как толканет — и пошли злыдни ко дну, будто каменные! А мужик воротился к жене, и жили они счастливо и богато до самой смерти.
Во времена незапамятные в болоте жила змея. Однажды пошел черт в болото купаться, обвила его змея за шею и стала его кусать. На крик черта выскочил Люцифер — сам сатана — и бросил черта вместе со змеею в кипящую смолу. Поднялся жуткий смрад, Люцифер вытащил змею, ударил ею себя по заднице — и стала змея злыдней — маленькой женщиной без глаз и ушей. Вместо души у нее черт с горшком, внутри которого разные мерзости: их-то злыдня и раздает без всякого разбору людям.
В восточнославянской мифологии злыднями зовутся недобрые, вредоносные духи, крошечные существа, которые, украдкой поселившись за печкой, приносят этому дому всяческие несчастья.
Как бы ни было велико богатство хозяина, оно быстро сгинет, и на место довольства при-дет страшная нищета. Сохранилась пословица: «Просились злыдни в гости на три дни, айв три года не выживешь!» И правда: выжить их поч-ти немыслимо, разве что чудо поможет, вернет удачу в дом.
Ходят в народе и другие подобные же пословицы: «Злыдни скачут, неволя учит, а чужие хлебы спать не дают»; «Времена переходчивы, а злыдни общие»; «Деньги идут к богатому, а злыдни к убогому»; «Не всякое ремесло по злыдням» — то есть некоторым удается спра-виться с ними.
В «Слове о ленивых», относящемся к XV столетию, нарисована такая картина: «...И вот подкрадутся к человеку злыдни, обовьются ему около головы, и прострутся ему по хребту, и сядут у него на пороге с веником: сегодня положил он полденьги в кошелек, а назавтра хватится — злыдни утащили!»