РАЗВЛЕКУХА

Русский народный фольклор.

  • Список тем link
  • ЖЕЛЯ (Журба) И КАРНА (Кручина)

    ПЛАЧ ВДОВЫ

    Ветры мои, ветры, вы буйные ветры!
    Не можете ли, ветры, горы раскачати?
    Гусли мои, гусли, звончатые гусли!
    Не можете ли вы, гусли, вдову взвеселити?
    У меня, у вдовушки, четыре кручины,
    Четыре кручины да пятое горе,
    Да пятое горе — что нет его боле!
    Первая кручина — нет ни дров, ни лучины;
    Другая кручина — нет ни хлеба, ни соли;
    Третья кручина — молода овдовела;
    Четвертая кручина — малых детушек много,
    А пятое горе — нет хозяина в доме.
    Я посею горе во чистом поле,
    Ты взойди, мое горе, черной чернобылью,
    Черной чернобылью, горькою полынью.

    «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»

    Не воскреснуть Игоря дружине,
    Не подняться после лютой сечи!
    И явилась Карна, и в кручине
    Смертный вопль исторгла, и далече
    Заметалась Желя по дорогам,
    Потрясая искрометным рогом.
    И от края, братья, и до края
    Пали жены русские, рыдая:
    Уж не видеть милых лад нам боле!
    Кто разбудит их на ратном поле?
    Их теперь нам мыслию не смыслить,
    Их теперь нам думою не сдумать,
    И не жить нам в тереме богатом,
    Не звенеть нам серебром да златом!»

    А. РЕМИЗОВ. ИЗ ЦИКЛА «К МОРЮ-ОКЕАНУ»

    ... И пускай после мая знойные дни и жгучие вихри, и пускай по болотам в полночь, заманивая путников в гибель, сверкают огни-одноглазы, и полднем Полудницы летят в пыли вихрей, и пускай, чуя мертвых, вопит Карна, и пускай темная Желя несет погребальный пепел в своем пылающем роге...

     

    Карна и Желя — две вечно печальные сестры, сопровождающие всякого человека в его первых подступах к потустороннему миру. Имя Карны связано со словами «кара», то есть наказание, и «карити» — оплакивать, имя Жели — со словом «жаление», «жалость». Горе источается Желей из огненного рога, но оно тихое, смиренное, погребальным пеплом сыплется, тогда как Карна громко стенает, царапает себе щеки, рвет волосы.

    Их удел — горькие слезы над умершими или убитыми, беспредельная жалость к умершим людям — не зря ведь в древности кладбище называлось «жальник».

    Сестры эти — вековечные плакальщицы, божества погребального обряда: Карна — олицетворение печали, Желя — беспредельного сострадания. Эти две скорбные девы обращаются в зловещих птиц, летят вслед за всяким войском, выступившим в поход, однако богатая пожива не приносит им ни счастья, ни довольства. Желя и Карна летают над полем брани и оповещают, кому погибшим быть. А после боя Желя сидит над мертвыми телами, склонив голову, и оплакивает убитых. Ей вторит Карна, которая в этот миг как бы воплощает в себе всех тех, кто будет оплакивать героя у него дома.

    Как и о Чернобоге, славяне боялись много говорить и думать о Желе и Карне, чтобы не накликать на себя несчастье. Вообще слишком долго выражать свое горе по усопшим считалось опасным для оставшихся в живых.

    Иногда в древних рукописях упоминается и третья сестра — Туга: также богиня глубокой печали, безысходного уныния.

    Несколько сходна с сестрами и Журба — более бытовое, чисто женское божество, воплощение бесконечного терпения и сострадания.

    Вообще-то в христианские времена обычай оплакивания был практически запрещен «Стоглавом» в 1551 году и вновь осужден Петром I по отношению к высокопоставленным лицам. Но в народе он сохранялся во все времена.

    Поделись своими развлекухами! Расскажи все что знаешь!: