РАЗВЛЕКУХА

Русский народный фольклор.

  • Список тем link
  • ДИВЬИ ЛЮДИ

    Дивьи люди

    ПЕСЬИ ПЕЩЕРЫ

    Давным-давно объявились вдруг близ реки Медведицы песиглавцы. Немного их было — две-три дюжины выродков, — а урон наносили немалый. То путника одинокого лютой смерти предадут, то исхитят пригожую молодку. Бросятся мужики в погоню, а тех песьих голов и след простыл, будто сквозь землю провалились. А был в деревне дрях-лый-предряхлый знахарь Светун. Время от времени он обмирал и лежал недвижно, а когда в себя приходил, дивно рассказывал о том свете, куда душа его во время обмиранья улетала. И вот сызнова пришел в себя Светун, да и молвит:

    — Люди добрые, знайте: зверюги эти, песиглавцы, поселились в пещерах, что на правом берегу Медведицы, близ дубовой рощи. Там я их и увидал во время своего вещего сна. И три наши девки украденные — там же, в пещерах.

    — Поди-ка сунься в оные пещеры, — в страхе пробормотал кто-то из мужиков. — Перебьют по одному. К тому же там входов-выходов десятка полтора, не менее. Тут надобно все хорошенько обмозговать...

    Светун тогда говорит:

    — А мы песьи головы перехитрим. Надобно невдалеке от пещер снарядить трех-четырех наших девок в ратном одеянии, с луками, мечами и щитами. Пусть одна притворится мертвой, со стрелою, вроде бы торчащей из горла, а подружки ее пусть на все лады голосят по убиенной и проклинают песиглавцев. Те на бабий дух падкие — спасу нет! Непременно выедут из пещер на разведку, захотят наших девок в полон взять. Тут пусть уж они, голубушки, отбиваются как могут, пока мужики из засады выскочат — с другой, подветренной стороны, чтоб не учуяли врага зверюги. Помните: у них и кони с песьими головами и звериным нюхом, их тоже надобно остерегаться. Главное дело — захватить живьем хоть одну образину: он нам ой как сгодится!

    Долго дивовались мужики ясному уму и хитрости столетнего старца. И все же кое-кто засомневался:

    — Где ж нашим девкам выстоять против выродков песиглавых? Непривычны наши голубицы ратоборствовать.

    — Стало быть, надо выбрать тех девок, что покрепче и похрабрей. И за месяц-другой обучить их воинскому кровавому делу.

    На другой день собралась на совет вся деревня. Судили-рядили, как быть. Порешили наконец, уже ближе к полудню: исполнить все, как замыслил Светун. А пятеро молодок сами вызвались на смертное дело.

    И ведь сбылись, сбылись вскоре предначертания Светуна! Двух песиглавцев мужики порешили в схватке, а одного в плен захватили. Сперва молчал он как рыба, а когда подтащили его к железному острейшему колу, чтоб на оный кол задницей посадить, завизжал, забился — и от страха лютого указал все потайные ходы-выходы из пещер. Тут-то сызнова изумил всех знахарь: велел в одночасье у всех нор и лазов зажечь горючую серу. Дым пополз внутрь пещер — и вскоре начали оттуда выползать воющие песиглавцы. Перебили их, ясное дело, всех до единого. А потом и девицы пленные выскочили, чуть живые от страха. Небось уже и света белого увидеть не чаяли!

    Много чего о житье-бытье проклятых песиглавцев понарассказали они на том пиру, что устроился в селе после победы над нечистью. Жаль только, не пировал вместе со всеми столетний старец Светун: сызнова впал в обмиранье.

    А пещеры, что близ рощи дубовой на другом берегу Медведицы, с тех пор так и зовутся — Пёсьи пещеры.

    ИЗ «ПЕРЕЯСЛАВСКОГО ЛЕТОПИСЦА»

    Новгородец Гюрята Рогович послал отрока своего разведать в Югорскую землю. Люди же югорские рассказали отроку: «Дивное видели мы чудо... На излучине моря есть горы высотою до небес, и в горах тех слышен крик великий, и говор, и стенания: то заключенные внутри горы дробят породу, стремясь выйти на свет божий. И в одной из скал просекли они малое оконце, и что-то говорят, но язык их непонятен. Иногда они указуют перстами на железо и просят их железом снабдить. Дорога же к тем горам изобилует пропастями, снегами и непроходимыми лесами, попасть туда трудно. Подобные же горы с подземными обитателями встречаются и дальше по пути на север...»

     

    Хвостатые песиголовцы, уроды с огромными ушами, в которые они заворачивались, как в одеяло, одноглазые циклопы с лицом на груди, — о каких только диких людях не рассказывали путешественники древности, возвращаясь из дальних и опасных странствий! Подобные же рассказы проникали на Русь из Византии, с Запада, когда возникла переводная литература. Страх перед неведомо откуда взявшимися завоевателями-половцами, монгольскими ордами также породил чудовищ. В наших былинах Соловей-разбойник — получеловек-полуптица.

    Тугарин Змеевич скачет на крылатом коне.

    У великана Идолища поганого голова — с пивной котел, а руки — огромные грабли.

    Освоение русскими безмерных пространств Европейского Севера и Сибири также сопровождалось рассказами о чудесах. Один купец якобы видел «подземных людишек», обитающих в глубоких пещерах. Другой столкнулся с «само-ядью» — народом, имеющим рот на темени, и поедала эта самоядь себя самое. Третий подробно описывал получеловеков об одном глазу, одной руке и одной ноге, которые, чтобы сдвинуться с места, принуждены были складываться надвое — и тогда бегают с изумительной быстротой. Они плодятся, выделывая себе подобных из железа. Дым и смрад, исходящие из их кузниц, разносят по белому свету повальные болезни: мор, оспу, лихорадку и т.д.

    Похожи на складывающихся получеловеков оплетай, или половайники. Они как бы половинки одного и того же человека. Существовали правые и левые оплетай. Когда два разносторонних половайника встретятся, они обвязываются одним кушаком и таким образом очень быстро бегают, как бы составляя одного человека.

    Наиболее интересны среди дивьих людей амазоны и песиглавцы.

    Согласно древним преданиям, амазоны живут где-то в Индейском царстве (так раньше называли чуть ли не все южные, неведомые государства) . А может быть, еще дальше. Прежде всего под этим именем разумелись люди с темным цветом кожи. В быту их называли арапами и арапками, ну а в страшных сказаниях — амазонами. Именно их, наверное, именуют в заговорах «черными муриями» — неведомой и враждебной человеку силой. Скорее всего, чудом залетевшие на Русь сказания об амазонках — женщинах-воительницах — получили такое странное толкование. Во всяком случае, амазонов представляли себе свирепыми и воинственными, вооруженными луком и стрелами, верхом на диких конях, — точь-в-точь как амазонок!

    Песиглавцы — баснословное племя, жившее на южных границах славянских племен. О нем упоминает и Геродот в своей «Истории». Песиглавцы были существа с песьими головами и мордами, а потому отличались необычайной выносливостью, свирепостью и жестокостью. Впрочем, люди все-таки соображали лучше, а потому могли противопоставить безудержной злобе песиглавцев хитроумие и смекалку. Постепенно племя это было все повыбито в войнах, до которых песиглавцы были большие охотники, — и никого из них на свете не осталось.

    По некоторым позднейшим народным легендам, дивьи люди до сих пор обитают близ Волги, в Змеиной пещере, вместе с прикованным там к стене Стенькою Разиным, которого сосет за сердце летучий змей.

    Поделись своими развлекухами! Расскажи все что знаешь!: