Деды (Дзяды) | Русский народный фольклор 1Q.SU
РАЗВЛЕКУХА

Русский народный фольклор.

  • Список тем link
  • ДЕДЫ (дзяды)

    ПРАЗДНИК ДУХОВ

    На родительской неделе подходит к деревне старик-слепец, а вместе с ним — поводырь. Возле кладбища старик остановился, потянул воздух ноздрями и спросил:

    — Никак костер запалили?

    — Запалили, дедушка, — отвечает поводырь. — Большой кострище посреди могил. А вокруг него люди собрались — пьют да закусывают. Не пойму — зачем среди дня костер жгут?

    — Да они же покойничков своих греют. Ныне праздник дедов. Прилетают их души из светлого Ирия, греются у костра, трапезу разделяют с живыми. Веди меня туда — будет нынче и нам много еды!

    С. ГОРОДЕЦКИЙ. ПРЕДКИ

    В космах зеленых, взлохмаченных
    Сад и не сад надо мной:
    Жизней истраченных
    Сход вечевой.
    Леший корявыми лапами
    Облако цепко схватил,
    Сапами, храпами
    Темь огласил.
    Скорчилась, вся искорявилась,
    Клен лешачиха сосет:
    Горечь понравилась,
    Горькую пьет.
    Пялится оком реснитчатым
    Пращур в березовый ствол:
    В теле крупитчатом
    Язву нашел.
    Штопать рогожи зеленые
    Шур на осину залез,
    Нитки лощеные
    Тянет с небес.
    Прадед над елкой корячится,
    Дед зеленя сторожит,
    Выглянет, спрячется,
    Хвоя дрожит.
    Предки меня не чураются,
    В космах зеленых снуют.
    В жизнь озираются,
    В нежить зовут.

     

    «Пошел до дедов», «гуляет с дедами», — так говорят белорусы об умершем, твердо зная, что души покойников время от времени навещают своих живых родственников, прилетая «с того света». Причем «дедами» называются все усопшие — независимо от возраста. Для общения живых с неживыми установлены поминальные дни — от трех до шести раз в году. У славян обряд почитания дедов совершался весной на Радуницу — после Пасхи — или осенью. Угощали дедов и на Рождество, и под Новый год. Хозяева приготовляют яства, собираются за празднично накрытым столом, «кормят дедушек», выплескивая несколько ложек супа на пол и т.д. В поминальный день не работают крестьяне ни в поле, ни дома — иначе покойники могут отомстить за непочтение к себе. Совсем уж в старые времена дома тоже держали «дедов» — в виде деревянных небольших идолов, в «руки» которым была дана лучина. I Вообще огонь в обряде почитания дедов играет немаловажную роль. Хозяин должен обойти с горящей лучиной сидящих за столом родичей и гостей, а позднее стали зажигать свечи в знак поминовения их душ, ибо трепет свечного огонька — знак трепета душевного.

    В дни почитания дедов некоторые храбрецы ухитряются даже увидеть мертвых — для этого нужно сесть на печъ и смотреть через хомут. Но такие смельчаки сильно рискуют: существует поверье, что, увидев потусторонних пришельцев, скоро сам умрешь.

    Дедом украинцы и белорусы называли божество дома, хранителя домашнего очага.

    Есть где-то еще и Дед (Дедка) — покровитель всех кладов. Глаза его в темноте светятся, как расплавленное золото, отсюда и пошло поверье, что там, где в чистом поле неожиданно завиднеется огонь, хранится клад. При этом в народе говорят, что «Дедка горит».

    В несомненной связи с духами предков находится и образ Деда-Всеведа. Говорят, всю зиму он сидит в заключении в хлебных амбарах и поедает сделанные на зиму запасы. Некогда он ходил по земле в образе старца и научал людей, как пахать и возделывать поля.

    Поделись своими развлекухами! Расскажи все что знаешь!: