Волшебное оружие | Русский народный фольклор 1Q.SU
РАЗВЛЕКУХА

Русский народный фольклор.

  • Список тем link
  • ВОЛШЕБНОЕ ОРУЖИЕ

    Волшебное оружие

    СТРЕЛЫ-БЛИСКАВИЦЫ

    Когда розовощекая Заря после крепкого сна выглядывает из своего заоблачного дворца, светлее становится во всем мире, небесном и поднебесном. Но вот как-то раз проснулась она, только подошла к окошку — и видит, что все вокруг заволокло мрачным туманом. И тут в ставень ее окна, сияющий каменьями драгоценными, вонзилась черная стрела. Отпрянула Заря, в ужасе смотрит на стрелу, которая трепещет на разные лады, словно струна свирельная, а в том трепете слышен грозный голос:

    — Не станешь моей женой — прощайся с жизнью, богиня!

    Узнала Заря голос Чернобога. Давно домогается он ясноокой красавицы, давно мечтает увести ее навеки в свои темные логовища, скрыть от света белого. Знает коварный Чер-нобог: спрячет он Зарю — и на всем небе, на всей земле наступит тогда вечная тьма и вечная ночь. Поникнут деревья, увянут цветы и травы, захиреет скот, ослепнут люди, а потом и вовсе умрут. Хочет Чернобог, чтобы все они сделались насельниками его загробного царства. Да неужто светлая Заря-Заряница станет ему в том помогать?

    Не станет. Но что делать, как оберечься от злодея? Подошла Заря к клеточке, в которой сидел малый жаворонок, и выпустила птицу с наказом лететь сей же час к Перуну, владыке гроз. Прилетел жаворонок в его чертоги, запел печальную песню-жалобу. И явился Перун к Заре во всем блеске и силе своей, бряцая громами и сверкая стрелами молний, спросил, сотрясая небеса звуком своего гласа:

    — Чем помочь тебе, Краса Ненаглядная? Отчего скрыла ты за черным туманом свое прекрасное лицо?

    — Не моя в том вина, — ответила Заря и поведала свою беду.

    — Не печалься, Зоренька ясная, — ответил громовержец. — Я тебе помогу. Вот тебе колчан с чародейными Перуновыми стрелами. Как только отворишь утром окошко, брось наружу этот колчан.

    — А лук не подаришь? — невесело усмехнулась Заря. — Только, боюсь, плохой из меня лучник. Да и не поднимется у меня рука на Чернобога, не возьму зла на душу.

    — Лук тебе не надобен, — загадочно ответил Перун. — Спокойно день проведи да спать ложись, а утром увидишь, что будет.

    Но не был спокойным сон Зари, ибо наутро Чернобог должен был явиться к ней, чтобы унести в свое гибельное царство. Так и не сомкнув очей, встала она и, печальная, подошла к окну, страшась вновь увидеть черный туман — предвестник Чернобога. В последний миг вспомнила о подарке Перуна и небрежно бросила за окно колчан.

    И вдруг... тысячи стрел пронзили пелену тумана, ринулись к земле, светясь и сверкая. Съежился, скукожился туман, расползся клочками по темным лесам, по пещерам и глубоким яминам. Чернобог, который скрывался за тем туманом, готовый похитить Зарю, в ярости зажмурился, закрыл глаза руками, но сиянье стрел ослепляло его так, что он попятился и скорей, скорей скрылся в своем темном царстве. И с изумлением увидела Заря, что по земле, предваряя ее приход, танцуют прекрасные светлые девы — Блискавицы, похожие на огненные стрелы.

    С той поры и повелось: если поутру затянет злодей Чернобог небо серым непроглядным туманом, сквозь него непременно пробьются волшебные стрелки-Блискавицы, чтобы расчистить путь своей владычице Заре.

     

    Стрелки-Блискавицы — лишь малая толика того чудесного оружия, которым владеют боги и силою которого могучие богатыри совершают в народных преданиях свои сверхъестественные подвиги.

    Волшебные стрелы и лук-самострел, топор-саморуб, дубинка-самобойка и кий-бий — непременные спутники сказочного героя. По приказу своего обладателя они устремляются на враждебные полки, побивают несметные силы, а покончив дело, возвращаются к хозяину. Л Сродни им волшебное помело и клюка: где махнет помело, там в неприятельской рати улица, что ни захватит клюка, то и в плен волочет.

    Кнут-самобой обращает человека в лошадь и разгоняет вражье войско.

    Палица богатырская (палица-буявица, булава) , полученная героем от умершего отца за ночные посещения могилы, делает его непобедимым.

    В некоторых сказаниях выведены диковинные кузнецы: что ни удар их молотов по раскаленному железу, то ратник готов — хоть сейчас в бой. Несчетные войска создаются также стуком в волшебный бочонок, игрою в рог и вызовом из сумы.

    Но, конечно, самое ценное оружие русского богатыря — меч-самосек, или кладенец. Одним взмахом он может поразить целое войско. Обыкновенно герой добывает его из-под высокой горы, где он лежит как драгоценный клад рядом с сокровищами великанов и змеев или погребен под головой убитого великана. Ударяя по громадам туч, словно по каменной стене или скале, тот высекает искру-молнию. Возможно, впрочем, что его называние — «кладенец» — восходит к праславянскому слову «кла-диво» — молот — и напоминает о мифологическом молоте громовержца Перуна. В «Сказании о Вавилон-граде» меч-кладенец называется «аспид-змей». Он наделен чертами оборотня, способен превратиться в змею. Опять напоминание о Перуне — молния могла обратиться змеей.

    Богатырская сбруя сберегается огненным змеем, без чародейной помощи и немыслимой храбрости ее не добудешь. Зато счастливец, овладевший сбруей, становится непобедимым.

    Вера в чудесное оружие сохранилась в народе надолго: и по сей день живы заговоры, с помощью которых люди пытались придать своему оружию особенную, колдовскую, неодолимую силу. Вот, например, «Заговор ратного человека, идущего на войну»:

    «Выхожу я в чистое поле, сажусь на зеленый луг, в зеленом лугу есть зелья могучие, а в них сила видимая-невидимая. Срываю три былинки: белую, черную, красную. Красную былинку метать буду за Океан-море, на остров на Буян, под меч-кладенец; черную былинку покачу под черного ворона, того ворона, что свил гнездо на семи дубах, а в гнезде лежит уздечка браная, с коня богатырского; белую былинку заткну за пояс узорчатый, а в поясе узорчатом завит, зашит колчан с каленой стрелой, с дедовской, татарской. Красная былинка притащит мне меч-кладенец, черная былинка достанет уздечку браную, белая былинка откроет колчан с каленой стрелой. С тем мечом отобью силу чужеземную, с той уздечкою обратаю коня ярого, с тем колчаном с каленой стрелой разобью врага-супостата.

    В моих узлах чародейных сила могуча, сила змеиная сокрыта, от змея двенадцатиглавого, того змея страшного, что пролетел за Океан-море со острова Буяна, с медного дома, того змея, что убит двенадцатью богатырями под двенадцатью муромскими дубами. В моих узлах чародейных зашиты злою мачехою змеиные головы.

    Заговариваю я ратного человека на войну сим заговором. Мой заговор крепок, как Алатырь-камень».

    Противники сказочного героя — многоглавые сказочные змеи — тоже владели чудесным оружием, и одолеть этих чудищ нашим богатырям было не так-то просто: едва снесет герой две-три головы супостата, как тот мигом чиркнет по ним Огненным Когтем — и головы вновь срастаются со змеиным телом.

    Поделись своими развлекухами! Расскажи все что знаешь!: