Разыгрался однажды леший с зайцами и волками и погнал их по лесам и полям, болотам и озерам. На шум и гам выскочил водяной из озера, заспорил с лешим, и дошло дело до драки.
Плохо пришлось бедняге водяному: на берегу — не в воде — осилил его лесной хозяин, так что водяной еле-еле убрался в свое озеро. Тут сил у него прибыло, стал он в лешего камнями кидать и песком швырять — чем дальше, тем больше. В ответ леший начал в озеро деревья валить. Вырос над озером холм — от одного берега до другого.
Поджег леший деревья, и закипела вода в озере. Запросил пощады водяной, сошлись они с лесным хозяином на мировой, чтобы наперед не мешать друг дружке пугать и губить людей: одному — в глухих чащобах, другому — в глубоких водах.
Однажды летом рыбак поехал в лодке с товарищем острожничать. Наехали на такую рыбину, которая стоит по воде головой. Рыбак знал, что рыба завсегда стоит против воды, а эта рыба — почему-то по воде, однако осмелился всадить ей острогу прямо в загривок и сказал:
— Благослави, Христос.
Вдруг ни рыбины, ни остроги не стало. Делать нечего, пришлось повернуть к берегу и идти к шалашу. Пришли, развели костерок, сидят да греются. Вдруг приходят два мужичка и зовут одного из них, который всадил рыбине острогу. Говорят: волей или неволей, ты должен с нами идти. Делать нечего, пошел мужичок за ними.
Приходят в избу. В избе рыбак увидал острогу в спине у мужика, мужик стонет. Стали спрашивать рыбака, зачем он ему воткнул в спину острогу. Мужик отвечает:
— Вы знаете, зачем наш брат-рыбак ездит ночью по воде в лодке: чтобы сонную рыбу этой самой острогой рубить.
Тогда старший сказал:
— Ну ладно, мужичок, вынимай острогу из спины. А вы, ребята, принесите розог. Мужик вынул острогу, а больной не отдает ее. Старший велел больного стегать:
— Разве тебя отпускают затем, чтобы ты шалил да оборачивался щукой и пугал рыбаков? Порите его пуще — чтоб кожа от костей отставала.
Отпороли крепко-накрепко, а больной все не отдает острогу, так и не отдал. Мужика отвели в шалаш к товарищу, а товарищ уже давно его дожидается. Как только ушли те, мужик и бает:
— Давай, брат, оденем два кряжа своими одежонками, а сами уйдем, ляжем в малиннике.
Только успели спрятаться в малиннике, вдруг бежит тот, раненный да выпоротый, прямо к кряжам и втыкает в одного острогу.
— И тебе попало в бок! — говорит.
А мужик из малинника и отвечает:
— Не мне, а кряжу!
Так рыбак водяного и обманул.
Несколько крестьян ловили однажды рыбу в реке. Когда наступила ночь, легли все спать в деревянный шалаш, рыболовные снаряды они оставили на улице. Вдруг слышат, что кто-то стучит в стену шалаша. Один из крестьян спросил:
— Кто это и что тебе надо?
Тогда голос с улицы спрашивает:
— Что вам, мужички, связать или развязать?
Крестьяне догадались, что это водяной хочет подшутить над ними, и не знали, что сказать ему на это. Стали между собой советоваться и решили ответить водяному: «Связать».
Когда рыболовы наутро встали, то увидели, что все рыболовные снаряды: сети, саки и прочее — посвязаны крепкими узлами, так что распустить их не было никакой возможности. Посоветовавшись между собою, решили оставить сети нераспутанными до следующего утра. Когда наступила ночь, крестьяне опять забрались спать в шалаш. Только что улеглись, слышат, опять кто-то стучит в стенку шалаша и спрашивает:
— Что вам, мужички, связать или развязать?
Крестьяне обрадовались, что водяной сам им предлагает развязать, и все в один голос ответили:
— Развязать!
Рыболовы думали, что водяной распутает им сети. Когда на следующее утро они встали, то увидели, что все сети и бредни были распущены на тончайшие нитки. С тех пор ловить рыбу в этом месте крестьяне перестали.
Не ходи к потоку —
Он шумит, бежит.
Там неподалеку
Водяной сторожит.
Он на дне золотом
Неприметен днем.
Солнце лишь к закату
Он встает из реки,
Тяжелую пяту
Кладет на пески
И, луной озарен,
Погружается в сон.
До утра косматый
Там спокойно спит,
Рой духов крылатый
Вкруг него сторожит,
Чтоб случайно волна
Не встревожила сна.
Наши предки верили, что водяные — это потомки тех нечистиков, которых бог низвергнул с небес, а они упали в реки, озера и пруды.
Особенно любит водяной забираться на ночлег под водяную мельницу, возле самого колеса, оттого в старину всех мельников непременно числили колдунами. Однако есть у водяных и свои дома: в зарослях тростника и осоки выстроены у них богатые палаты из ракушек и самоцветных речных камушков. У водяных есть свои стада коров, лошадей, свиней и овец, которых по ночам выгоняют из вод и пасут на ближних лугах. Водяные женятся на русалках и красивых утопленницах. Когда в половодье от весеннего таяния снегов или от долгих проливных дождей выступит река из своих берегов и стремительным напором волн поломает мосты, плотины и мельницы, крестьяне думают, что это водяные подпили на свадьбе, предались буйному веселью и пляскам и в своей гульбе разрушили все встречные преграды. Ну а когда жена водяного должна родить, он принимает вид обыкновенного человека, является в город или деревню, приглашает к себе повивальную бабку, ведет в свои подводные владения, а потом щедро награждает за труд серебром и золотом. Рассказывают, что однажды рыбаки вытащили в сетях ребенка, который резвился и играл, когда его опускали в сетях в воду, но томился, грустил и плакал, когда приносили в избу. Ребенок оказался детищем водяного; рыбаки отпустили его к отцу с условием, чтобы тот нагонял им в сети как можно больше рыбы, и это условие было соблюдено.
Впрочем, если водяной идет в люди, пусть и приняв человеческий облик, его легко узнать, потому что с левой полы его постоянно капает вода: где бы он ни сел, место постоянно оказывается мокрым, а начнет причесываться — и с волос струится водица.
В своей родной стихии водяной неодолим, а на земле сила его слабеет. Но уж на реках все рыбы ему подвластны, все бури, штормы и ура-таны: он бережет пловца — или топит его; дает рыбаку счастливый улов — или рвет его сети. Случается, что рыбаки, подымая невод, вытаскивают вместе с рыбою и «водяного чуду», который тотчас же разрывает сеть, ныряет — и уводит за собою всю добычу. Один рыбак, завидев, что река несет мертвое тело, взял утопленника в лодку, но, к его ужасу, мертвец вдруг ожил: вскочил, захохотал и бросился в пучину. Так подшутил над ним водяной.
Обыкновенно он ездит на соме, а потому в некоторых местностях рыбу эту, «чертова коня», не советуют употреблять в пищу. Однако пойманного сома не следует бранить, чтобы не услыхал водяной и не вздумал отомстить за него. : При дневном свете водяной большей частью скрывается в глубине, а в ночном сумраке выплывает: то в образе огромной обомшелой щуки, а то в своем истинном виде. Тогда можно увидеть, что при молодой луне волосы его свежи и зелены, будто водоросли, а на исходе месяца — седы. Так же меняется и возраст водяного: при рождении месяца он молод, на ущербе — стар.
Вынырнет водяной лунной ночью из волн, обмотается тиной, наденет на вострую голову шапку из куги (есть такое безлистое водяное растение), оседлает корягу и поплывет проказить. То хлопает по воде ладонью — и звучные удары его слышны далеко по плесу. То среди совершенной тишины вдруг где-нибудь заклубится, запенится вода, из нее выскочит водяное чудо и скроется, а в тот же миг в полуверсте от этого места вновь заклубится вода, вновь выставляется голова водяного... В ночную пору частенько дерутся водяные с лешими, отчего идет по лесу грохот и треск падающих деревьев, громко раздается во все стороны плеск волн.
Над теми людьми, которым судьба определила утонуть, водяной получает таинственную власть, которой ничем нельзя избегнуть, поэтому иные суеверы не решают оказать помощь тонущему: все равно, мол, от судьбы не уйти!
Подобно домовому, который все тащит из соседских кладовых и амбаров в собственный дом, водяной ухитряется переманивать к себе рыбу из чужих рек и озер.
Летом он бодрствует, а зимой спит, ибо зимние холода запирают дожди и застилают воды льдами. С началом же весны, в апреле, водяной пробуждается от зимней спячки, голодный и сердитый, как медведь: с досады ломает он лед, вздымает волны, разгоняет рыбу в разные стороны, а мелкую и совсем замучивает. В эту пору гневливого властелина реки ублажают жертвами: поливают воду маслом, даруют гусей — любимую птицу водяного.
У западных славян водяной назывался Езер-ним — озерный дух. У него тоже было множество подданных: свитежанки, гопляны и запад-линки. Подобно водяницам, они соблазняли неосторожных молодцев своей красотой и увлекали их на дно, чтобы увеличить число подданных Езернима. Возлюбленной его была покровительница горных потоков, которые бегут с вершин в озера, питая их.
Если люди чем-то умудрялись прогневить Езернима, он насылал на них зловредных страшил Чудака и Топельца, а также уродливых водяных дев плюскон, которые до смерти пугали по ночам неосторожных рыбаков. В болото заманивал их Злыдень.