РАЗВЛЕКУХА

Русский народный фольклор.

  • Список тем link
  • БРАЧНЫЙ ОБРЯД

    СВАДЕБНАЯ ПЕСНЯ

    Не было ветру, вдруг навенуло,
    Не было гостей — вдруг наехало:
    Полон двор, полна горница;
    Наступили на новые сени —
    Обломили сени новые,
    Раздавили чару золоту,
    Упустили соловья из саду.

    Восплакалась свет Марьюшка:
    «Свет-то мои сени новые!
    Свет-то моя чара золота!
    Свет-то мой соловей из саду!
    Кто ж меня рано будить станет?
    Рано будить, поздно утешать?»

    «Да я у тебя соловей на руке,
    Я у тебя, Иван Васильевич!
    Я тебя стану рано будить,
    Я тебя стану поздно утешать!»

     

    Издревле на Руси выбор жениха и невесты считался священнодействием, предопределением богов. Поэтому и обращались в любовных заговорах к повелителям земных и небесных стихий: «Встану я при свете месяца ясного, до восхода солнышка красного, в чистом поле на запад хребтом, на восток лицом, позрю-посмотрю на ясное небо. Как со ясна неба летит огненная стрела, той стреле помолюсь-покорюсь и спрошу ее:

    — Куда полетела, огненная стрела?

    — В темные леса, во болота зыбучие, во сырое коренье.

    — О ты, огненная стрела! Воротись и полетай, куда я тебя пошлю. Есть на святой Руси красна девица Василиса. Полетай ей в ретивое сердце, в черную печень, в горячую кровь, в становую жилу, в сахарные уста, в ясные очи, в черные брови, чтобы она тосковала-горевала весь день — при солнце, на утренней заре, при младом месяце, на ветре-холоде, на прибылых днях и на избылых днях, отныне и довеку!»

    Врачующиеся назывались сужеными, ибо союз (от слова «узы» — они были скованы совместными цепями брака, символом которого были обручальные кольца) их зависел от божьего суда. Но божий суд — это еще и испытание огнем, водой и оружием при сомнительных, спорных делах. Огонь, вода и оружие (боевые стрелы) присутствовали и в брачном обряде.

    Молодые, заключавшие любовный союз, должны были трижды обойти на капище вокруг жертвенного огня. Отныне огонь любви должен был гореть в их сердцах. Затем их обливали водою из жертвенного родника: подобно тому как Отец-небо изливает на Мать Сыру Землю свои животворные струи. Особенную роль играли в брачном обряде стрелы. Не зря ведь в сказке «Царевна-лягушка» царь велит своим сыновьям взять по стреле и пустить в разные концы света: где стрела упадет, там и невесту себе найдешь. Стрелою разделяли девичьи распущенные волосы, прежде чем заплести бабью косу. Стрелы водружали в сеннике по углам над головою молодых в первую брачную ночь. На них вешали собольи и куньи меха — как символ богатства. И стрелой же снимали поутру покров с молодой, дабы удостовериться, что до свадьбы она хранила целомудрие.

    Свадьбы обычно начинались с 1 сентября, а чаще справлялись с 1 октября. В христианские времена закончить их старались до 15/28 ноября, до начала Рождественского поста. После Святок снова начинались свадебные недели, но они прекращались на Масленицу, Великий пост и Пасхальную неделю. Впрочем, Красная горка считалась исключением — ведь впереди май, когда жениться — всю жизнь маяться, а потом страда — не до свадеб...

    Поделись своими развлекухами! Расскажи все что знаешь!: